Законодательное регулирование рынка в России

Российская отрасль управления отходами регулируется Законом «Об отходах производства и потребления». В рамках реформы системы управления отходами Закон, принятый в 1998 году, был существенно пересмотрен.

Важнейшей целью Закона является защита здоровья и окружающей среды, а также сохранение биологического разнообразия. В своей последней редакции от июля 2019 года Закон «Об отходах производства и потребления» в России ориентируется на Закон «О циркулярной экономике» в Германии и предусматривает, среди прочего, аналогичный порядок приоритетов обращения с отходами.

Соответственно, первоочередной задачей является предотвращение образования отходов, то есть продление срока службы продукции, сокращение объема образования отходов и снижение их вреда для окружающей среды (уже при производстве). Затем речь идет об переработке и повторном использовании отходов, и только на последнем месте стоит их уничтожение.

Разделение задач между федеральным и региональным уровнем

На национальном уровне установлены общие условия в сфере управления отходами. Это касается правовых основ, лицензирования компаний, занятых утилизацией отходов, а также сбора статистики, контроля и установление доли утилизации отходов в общем объёме образовании. Важно: Москва также определяет сумму экологического сбора, которую производители и импортеры должны платить за все виды упаковки.

Регионы устанавливают верхнюю границу тарифов и нормативы для сферы обращения с отходами. Они разрабатывают инвестиционные программы, регулируют деятельность региональных операторов и выделяют им свои территории. На региональном уровне выделяется подходящее место для объектов захоронения - будь то сортировочные установки, заводы по переработке или свалки. Кроме того, перед муниципалитетами стоит еще одна важная задача - экологическое просвещение и «формирование экологической культуры».

Ссылка