Реформа обращения с отходами является частью национального проекта "Экология". Соответственно, большая часть начального финансирования поступает из федерального бюджета. Однако в долгосрочной перспективе обращение с отходами должно финансироваться за счет тарифов и экологического налога.
В общей сложности 300 миллиардов рублей (около четырех миллиардов евро) потребуется на создание современной инфраструктуры для переработки отходов. Ожидается, что к 2024 году будет построено более 200 заводов по переработке отходов. Чуть более трети общей суммы, предназначенной для реформы, составляют государственные средства. Государство предоставит 110 миллиардов рублей (1,5 миллиарда евро) в течение следующих пяти лет, при этом самые крупные государственные инвестиции запланированы на 2023 и 2024 годы, каждая из них - на сумму около 400 миллионов евро. Вклад регионов в реализацию реформы сравнительно небольшой - около 90 миллионов евро.
Остальные средства должны поступить от частных инвесторов. Для этого тарифная система в большинстве российских регионов уже была изменена в начале 2019 года. Таким образом, граждане впервые ощутили эффект от реформы по обращению с отходами в своих счетах за коммунальные услуги. Впервые в них отдельной графой появилась плата за услугу по вывозу мусора.
Размер тарифа варьируются от региона к региону, форма расчета не единообразна. Например, в некоторых регионах цены указаны в расчёте на человека, в других - на квадратный метр. Жители Подмосковья платят больше всего (в самой Москве начало реформы было перенесено на 2022 год), где на квадратный метр в год приходится от восьми до одиннадцати евро. В среднем россияне должны платить чуть менее 20 евро в год. Всего должно собираться 180 миллиардов рублей (2,5 миллиарда евро) в год, эти средства идут на финансирование операторов.
Величина тарифов в регионах в расчете на человека (Toп-5)
Регион | Тариф на человека в год в многоквартирном доме (руб.) | Тариф на человека в год в частном доме (руб.) |
---|---|---|
Воронежская область | 165,02 | 157,64 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 151,10 | 150 |
Нижегородская область | 143,98 | 118,39 |
Ставропольский край | 143 | 160,16 |
Вологодская область | 140 | 113 |
Источник: musor.moscow
Отраслевые эксперты критикуют слишком маленький размер тарифа. По их словам, действующий тариф позволяет строить только базовую инфраструктуру. Глубокая переработка отходов, будь то для повторного использования или производства энергии, невозможна. На деле получается, что ключевые участники реформы, региональные операторы, сталкиваются с финансовыми проблемами.
Поэтому в настоящее время правительство работает над другим источником финансирования, так называемым «экологическим налогом». Такой налог существуют уже несколько лет, он требуют от производителей и импортеров товаров и упаковки уплаты сбора за использование пластика в производстве. Однако в 2018 году доходы бюджета по этой статье составили всего 30 миллионов евро.
Посредством повышения тарифа и более последовательного установления экологического налога правительство хочет увеличить сумму поступлений до 1,9 миллиарда евро. В настоящее время ведутся переговоры с бизнесом о конкретных условиях. В начале октября Министерство окружающей среды предложило перечислить экологический налог в Фонд российского экологического оператора (РЭО). Последний, в свою очередь, будет использовать средства для субсидирования организаций, которые фактически участвуют в утилизации отходов, или для финансирования своих собственных проектов на местах.
Риски этой концепции заключаются в том, что региональные операторы, ответственные за реализацию реформы на местах, могут не получить необходимые средства в полном объеме. Как производители пластиковых упаковок, так и представители индустрии управления отходами надеются на изменение этого подхода.