Реформа системы обращения с отходами в России

Экологические проблемы в России

Россия - огромная страна. Огромны и ее экологические проблемы. Устаревшие промышленные объекты, ветхая инфраструктура, истощение природы и сложившаяся культура одноразового потребления ставят под угрозу окружающую среду и здоровье жителей России.

Увеличение объемов образования отходов является важным фактором загрязнения окружающей среды в России.

Ежегодно в России сгорают миллионы гектаров леса. По оценкам «Гринпис», летом 2019 года пожары уничтожили около пяти миллионов гектаров сибирского леса, а общая площадь пожаров составила 15 миллионов гектаров. Оценки количества выделенного диоксида углерода варьируются в диапазоне от 82 до 166 миллионов тонн. Последствия этих пожаров ощущались и на большом расстоянии: крупные уральские мегаполисы Екатеринбург и Челябинск, находящиеся за тысячи километров от источника пожара, были вынуждены бороться со смогом.

Загрязнение воздуха является большой проблемой в России. Промышленные газы часто выбрасываются в атмосферу без использования фильтров. Такие города, как Норильск и Дзержинск, регулярно входят в десятку самых загрязненных городов мира. Воздействие загрязненной окружающей среды фатально: продолжительность жизни здесь гораздо ниже, чем в других городах.

В России растут мусорные горы

Еще одна проблема: Россия утопает в мусорных свалках. На протяжении десятилетий обращение с отходами было небрежным. Реального разделения отходов в стране не существовало. В советское время считалось привилегией иметь у себя в панельном доме мусоропровод. В то же время он становился головной болью жителей, распространяя зловоние и привлекая паразитов и крыс. Тем не менее, в Советском Союзе макулатура, бутылки, металлолом и некоторая одежда активно собирались «для строительства социализма».

С окончанием эпохи социализма рухнула и система приема отходов. Замены ей не было. Вместо этого отходы, порожденные «достижениями цивилизации» - различные упаковки, пластиковые пакеты из магазинов, батарейки, одноразовые игрушки и многое другое - выбрасываются в мусорку ежедневно. Между тем, Россия производит 70 миллионов тонн бытовых отходов в год. Но только 2-3% из них перерабатывается.

Увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме твердых коммунальных отходов (в процентах)

Доля перерабатываемых отходов должна увеличиться с трех процентов в настоящее время до 60 процентов к 2024 году (источник: static.government.ru)

Остальное идет на захоронение. Мусорные свалки, как официальные, так и неофициальные, растут с бешеной скоростью и вызывают негодование, в первую очередь, среди местных жителей. На самом деле последствия захоронения отходов серьезны: почва загрязнена, растительность практически полностью отсутствует даже на территориях бывших свалок

Отложения также проникают в грунтовые воды. Исследования показывают, что на территориях, где находятся свалки, содержание фенола в грунтовых водах превышает норму в 900 раз, а там, где захоронены опасные металлы, такие как ртуть, свинец и марганец - более чем в 3000 раз.

Свалочный газ, образующийся при разложении органических веществ в составе отходов или в результате регулярно возникающих пожаров на свалке, распространяется по воздуху и зачастую наносит серьезный ущерб здоровью сотрудников свалки и жителей близлежащих поселений.

Предпосылки реформы

Мусорная проблема буквально росла в России на протяжении многих лет. Однако решение о реформе было обусловлено не только экологическими, но и конкретными политическими и экономическими причинами.

40 миллиардов тонн отходов сейчас захоронено в России. Ежегодно добавляется 70 миллионов, что увеличивает площадь свалок примерно на 500 000 гектаров в год. Прежде всего, разрастаются несанкционированные свалки. Но и законно эксплуатируемые свалки часто выходят за пределы допустимого использования своих мощностей и наносят огромный ущерб окружающей среде.

Еще в 2008 году президент России Владимир Путин публично поднял вопрос о реформе обращения с отходами на заседании Совета национальной безопасности. Однако операторы долгое время успешно сопротивлялись изменениям. Мусорный бизнес был грязным, но прибыльным, так как фактически переработку отходов никто не контролировал, и было неясно, действительно ли отходы перерабатывались.

Рост недовольства населения

Реформу спровоцировали, в том числе, растущие гражданские протесты. «Прямая линия с Президентом», в ходе которой жители района, находящегося рядом с большой свалкой в подмосковном городе Балашиха, жаловались на неприемлемые условия, стал поводом основательно взяться за решения проблемы, как признался Владимир Путин в 2019 году. Согласно опросам общественного мнения, россияне считают ситуацию со сбором и утилизацией отходов одной из самых острых экологических проблем страны в настоящее время.

Свалка в Балашихе вышла на президентский уровень

Протесты граждан против свалки в подмосковном городе Балашиха стали поводом для проведения национальной реформы обращения с отходами

Общественное мнение о необходимости изменения текущей ситуации подтолкнуло российское руководство к действию. Дальнейшее бездействие грозило потерей доверия и поддержки со стороны населения.

Россия надеется на импульс для модернизации

В то же время реформа имеет и экономические причины: на свалки зачастую выбрасывается ценное сырье. Целью раздельного сбора отходов является переработка не только стекла и бумаги, но и ценных минералов и металлов, таких как графит, цинк и даже золото и платина. Потенциально отходы в России являются одними из самых ценных в мире.

Формирование системы утилизации отходов требует инвестиций в размере более четырех миллиардов евро. Существующие тарифы на утилизацию отходов еще не покрыли расходы на вывоз и переработку отходов на свалке. Конечно, повышение тарифов должно поможет привлечь средства для модернизации, но не должно быть единственным источником: чуть более одного миллиарда евро начального финансирования поступает из государственного бюджета, остальное должно быть покрыто за счет средств инвесторов.

Взамен на инвестиции правительство рассчитывает построить в стране новую конкурентоспособную отрасль. Бизнес должен создавать новые рабочие места в долгосрочной перспективе, быть конкурентоспособным, платить налоги и способствовать росту ВВП.

Национальный проект «Экология»

Руководство страны вкладывает миллиарды в охрану окружающей среды. Национальный проект «Экология» направлен на сокращение загрязнения воздуха и воды в течение следующих пяти лет, а также на создание эффективной системы утилизации отходов.

Помимо прочего, национальный проект «Экология» должен помочь значительно сократить выбросы CO2

По инициативе Владимира Путина были запущены 13 национальных проектов, которые должны быть завершены к концу его президентского срока в 2024 году. Национальный проект «Экология», наравне с программами развития дорог и городов, призван создать более комфортные условия жизни в России. Бюджет огромен - более четырех триллионов рублей - почти 56 миллиардов евро - но и цели амбициозны.

Одной из задач является резкое сокращение выбросов CO2 в крупных промышленных центрах, таких как Челябинск, Омск, Красноярск, Нижний Тагил или Норильск. В целом, выбросы газов в таких городах должны быть снижены на 20 процентов. Кроме того, система водоснабжения должна быть модернизирована по всей стране, чтобы повысить качество питьевой воды. Крупные реки, такие как Волга, и другие природные водоемы, такие как, например, озеро Байкал, должны быть лучше защищены от загрязнения и частично рекультивированы. Кроме того, планируется строительство новых заповедников, чтобы более эффективно защищать редкие виды животных и растений.

Создание новой отрасли переработки отходов

Но, пожалуй, наиболее глобальным аспектом национального проекта является развитие общенациональной системы переработки. Это включает в себя ликвидацию незаконных свалок и их дальнейшую рекультивацию. В целом, к 2024 году должно остаться примерно 200 свалок в пределах городов и 75 свалок, классифицируемых как особо вредные для здоровья. Выполнение программы «Чистая земля» потребует инвестиций на сумму 1,7 миллиарда евро.

В то же время, для того, чтобы ликвидировать свалки, существующая система обращения с отходами должна быть переориентирована с захоронения на интенсивную переработку. Решение этой задачи начинается с просвещения населения о создании инфраструктуры для раздельного сбора отходов, сбора данных и контроля во время транспортировки, создания центров сортировки и переработки по всей стране. В рамках этой программы президент Путин объявил о строительстве около 200 современных объектов по переработке отходов к 2024 году. По словам Путина, это не только современные мусоросжигательные заводы, но и объекты по переработке сырья.

Амбициозные цели

В настоящее время только семь процентов отходов перерабатывается и только три процента повторно используется. К 2024 году эти показатели должны увеличиться до 60 или 36 процентов соответственно. Стоимость комплексной программы переработки бытовых отходов оценивается в 4,1 млрд евро. В начале этого пути Россия будет опираться преимущественно на зарубежные технологии.

Однако национальная программа «Экология» также направлена на локализацию производства. Доля импорта технологий в категории «машины и оборудование» (не только для переработки отходов, но и для очистки воздуха и воды) к 2024 году должен снизиться до 36 процентов. На импортозамещение и строительство экологического машиностроительного сектора потребуется, согласно оценкам, более 30 миллиардов евро, причем большую часть этих средств должны составлять средства частных инвесторов.

Источники финансирования и цели национального проекта «Экология»

Подпрограмма. Комплексная система управления ТКО

Финансирование реформы обращения с отходами

Реформа обращения с отходами является частью национального проекта "Экология". Соответственно, большая часть начального финансирования поступает из федерального бюджета. Однако в долгосрочной перспективе обращение с отходами должно финансироваться за счет тарифов и экологического налога.

Федеральные проекты, входящие в национальный проект

В общей сложности 300 миллиардов рублей (около четырех миллиардов евро) потребуется на создание современной инфраструктуры для переработки отходов. Ожидается, что к 2024 году будет построено более 200 заводов по переработке отходов. Чуть более трети общей суммы, предназначенной для реформы, составляют государственные средства. Государство предоставит 110 миллиардов рублей (1,5 миллиарда евро) в течение следующих пяти лет, при этом самые крупные государственные инвестиции запланированы на 2023 и 2024 годы, каждая из них - на сумму около 400 миллионов евро. Вклад регионов в реализацию реформы сравнительно небольшой - около 90 миллионов евро.

Частные инвесторы внесут наибольший вклад

Остальные средства должны поступить от частных инвесторов. Для этого тарифная система в большинстве российских регионов уже была изменена в начале 2019 года. Таким образом, граждане впервые ощутили эффект от реформы по обращению с отходами в своих счетах за коммунальные услуги. Впервые в них отдельной графой появилась плата за услугу по вывозу мусора.

Размер тарифа варьируются от региона к региону, форма расчета не единообразна. Например, в некоторых регионах цены указаны в расчёте на человека, в других - на квадратный метр. Жители Подмосковья платят больше всего (в самой Москве начало реформы было перенесено на 2022 год), где на квадратный метр в год приходится от восьми до одиннадцати евро. В среднем россияне должны платить чуть менее 20 евро в год. Всего должно собираться 180 миллиардов рублей (2,5 миллиарда евро) в год, эти средства идут на финансирование операторов.

Величина тарифов в регионах в расчете на человека (Toп-5)

Регион Тариф на человека в год в многоквартирном доме (руб.) Тариф на человека в год в частном доме (руб.)
Воронежская область 165,02 157,64
Ямало-Ненецкий автономный округ 151,10 150
Нижегородская область 143,98 118,39
Ставропольский край 143 160,16
Вологодская область 140 113

Источник: musor.moscow

Отраслевые эксперты критикуют слишком маленький размер тарифа. По их словам, действующий тариф позволяет строить только базовую инфраструктуру. Глубокая переработка отходов, будь то для повторного использования или производства энергии, невозможна. На деле получается, что ключевые участники реформы, региональные операторы, сталкиваются с финансовыми проблемами.

Поэтому в настоящее время правительство работает над другим источником финансирования, так называемым «экологическим налогом». Такой налог существуют уже несколько лет, он требуют от производителей и импортеров товаров и упаковки уплаты сбора за использование пластика в производстве. Однако в 2018 году доходы бюджета по этой статье составили всего 30 миллионов евро.

Каждый производитель пластиковых упаковок, которые попадают в отходы, должен платить за их переработку

Посредством повышения тарифа и более последовательного установления экологического налога правительство хочет увеличить сумму поступлений до 1,9 миллиарда евро. В настоящее время ведутся переговоры с бизнесом о конкретных условиях. В начале октября Министерство окружающей среды предложило перечислить экологический налог в Фонд российского экологического оператора (РЭО). Последний, в свою очередь, будет использовать средства для субсидирования организаций, которые фактически участвуют в утилизации отходов, или для финансирования своих собственных проектов на местах.

Риски этой концепции заключаются в том, что региональные операторы, ответственные за реализацию реформы на местах, могут не получить необходимые средства в полном объеме. Как производители пластиковых упаковок, так и представители индустрии управления отходами надеются на изменение этого подхода.